1
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………….. …………...стр 3
Разлел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы……… …………..стр 5
1.1.
Цель Программы воспитания ……………………………………………………......стр 5
1.2.
Методологические основы и принципы построения Программы воспитания …..стр 6
1.2.1. Уклад образовательной организации …………………………………………. ….стр 7
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО ……………………………………………………. …..стр 7
1.2.3. Общности(сообщества ДОО) …………………………………………………… ….стр 7
1.2.4. Социокультурный контекст ……………………………………………………….. стр 9
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО ……………………………………...стр 9
1.3.
Планируемые результаты освоения Программы ………………………… ………стр 10
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
………………………………………………………………………………………….стр 10
Раздел 2. Содержательный………………………………………………………. ………….стр 12
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания …………. ……..стр 12
2.1.1 Патриотическое направление воспитания ……………………………………… …...стр 12
2.1.2. Социальное направление воспитания ……………………………………. …………стр 13
2.1.3. Познавательное направление воспитания…………………………………. …......... стр 14
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания …………………. ……...стр 14
2.1.5. Трудовое напраление воспитания ……………………………………………. ……..стр 15
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания ……………………………………....стр 16
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса …………………………… …..стр 17
2.3. Особенности взаимождействия педагогическогг коллектива с семьями воспитанников в процессе
реализаци Программы воспитания…………….………………………………………… .стр 18 Раздел
3. Организационный ……………………………………………………………… .стр 23
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания ……………….стр 23
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми . События ДОО ………………………………..стр 32
3.3. Организация предметно-пространственной среды ………………………………….. стр 33
3.4. Особые требования к условиям обеспечиващим достижения планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей …………………………………........................... стр
33 3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания………….......стр 35
Приложение 1
Календарный план воспитательной работы ....................................................................................стр 36
2
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания для МАДОУ детский сад 7 (далее – Программа воспитания),
предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе
требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом
Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных
образовательных организациях (далее – ДОО) предполагает преемственность по отношению к
достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО).
МАДОУ детский сад 7 руководствуется определением понятия «образовательная программа»,
предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно
педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в
виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является структурной компонентой основной образовательной
программы МАДОУ детский сад 7 (далее – ДОУ). В связи с этим в структуру Программы воспитания
включены три раздела – целевой, содержательный и организационный, предусмотрев в каждом из них
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде»[1].
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, его
воспитание, обучение и развитие.
Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами
воспитательно-образовательного процесса.
В
основе
процесса
воспитания детей в
ДОУ лежит конституционные и
национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются, как возрастные характеристики возможных достижений
ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными
ценностями. Планируемые результаты определяются направлениями программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе
воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной организации
(далее – ОО) с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений.
Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и
таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в основных
направлениях воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления
воспитания.
3
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные
направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы МАДОУ детский сад 7,
региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),
реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического и физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими
организациями.
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1.1. Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их
позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через:
1)
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2)
овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3)
приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми
национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания в МАДОУ детский сад 7 формируются для каждого возрастного периода (от 2 до 8
лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с
развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в
сфере МАДОУ детский сад 7:
1. Поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
2. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, социальных,
нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств.
3. Создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии
с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями.
4. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной
жизненной позиции.
5. Организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и
окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного
человека.
6. Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, патриотических чувств, любви к
Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
7. Использование воспитательного ресурса развивающей предметно-пространственной среды
ДОУ.
8. Объединение воспитательных ресурсов семьи и ДОУ на основе традиционных духовнонравственных ценностей семьи и общества.
9. Установление
партнерских
взаимоотношений
ДОУ
с
семьей,
оказание
ей
психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и образования детей.
4
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурно-исторический и
деятельностный подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной
педагогики и психологии: развитие субъектности и личности ребенка в деятельности; духовнонравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как
сензитивного периода воспитания; теории об амплификации (обогащении) развития ребенка
средствами разных «специфически детских видов деятельности».
При создании программа воспитания учтены принципы ДО, определенными Федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности,
как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне, достоинству и защиту его
прав на свободу и развитие.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания,
разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России,
включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем
нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в
жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от
внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой
все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе МАДОУ детский сад 7 включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые национальные ценности,
содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.
Ценности воспитания, заданные укладом, разделяются всеми субъектами воспитания
(воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
5
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и
социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками
воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми
сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в
основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
–
быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
–
побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
–
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
–
заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
–
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему
товарищу;
–
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
–
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
–
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и
воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию
ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без
совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и
в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития
и воспитания.
Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая
общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие
общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность
является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала
приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы
усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и
каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных
задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под
руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда
ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.
6
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие
характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе.
Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать у детей
стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим
поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском
саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.
Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового,
рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания,
а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как
условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный
настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это
необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает нормы профессиональной этики и поведения: педагог всегда
выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; улыбка –
всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в
детском саду; тон общения ровный и дружелюбный, исключается
повышение голоса; уважительное отношение к личности
воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться
с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сочетать мягкий
эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; умение сочетать
требовательность с чутким отношением к воспитанникам; соответствие
внешнего вида статусу воспитателя детского сада; знание возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников.
Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения
возрастной психологии и педагогики.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и
живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе
Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной
программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и
направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как
субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
7
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных
во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ДО, сформулированными во ФГОС ДО (п.3 раздела 1.4
«содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений»), и моделью образовательного процесса. В качестве средств
реализации цели воспитания выступают следующие основные деятельности и культурные практики:
предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с
родителями, воспитателями, сверстниками);
культурные практики
(активная,
самостоятельная
апробация
каждым
ребенком инструментального и ценностного
содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности
через личный опыт);
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя
нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения
цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном
детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может
отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
В ДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС
ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
8
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
воспитания
Ценности
Показатели
9
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
окружающему миру
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со
стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Познавательное
Знание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье
Проявляющий интерес к окружающему миру и
активность в поведении и деятельности.
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности в
быту, в ОО, на природе.
Трудовое
Труд
Этико-эстетическое
Культура и
красота
Поддерживающий элементарный
порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в
доступных действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий
интерес
и
желание
заниматься
продуктивными видами деятельности.
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое
Ценности
Родина,
природа
Показатели
Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
10
Социальное
Человек,
семья, дружба,
сотрудничеств
о
Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и
уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное
Знания
Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом, проявляющий
активность, самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и
в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на
основе традиционных ценностей российского общества.
Физическое и
оздоровитель ное
Здоровье
Трудовое
Труд
Владеющий
основными
навыками
личной и
общественной
гигиены,
стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе
уважения
к
людям
труда, результатам их деятельности,
проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Этикоэстетическое Культура
и красота
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий
зачатками художественно-эстетического вкуса.
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое
развитие;
физическое развитие.
11
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия,
ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в
родной стране.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
– когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
– эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
– регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за
настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1)
формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2)
воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3)
воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4)
воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач ДОУ сосредоточивает свое внимание на
нескольких основных направлениях воспитательной работы:
– ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
– организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
– формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семьи, дружбы, человека и личности в команде лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи,
группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к
12
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в
детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к 8 годам
положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создании условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1.
Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей. Формирование у
ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с
распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе,
примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на
материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих
детей в группе в различных ситуациях.
2.
Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3.
Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач ДОУ сосредотачивает свое внимание на нескольких
основных направлениях воспитательной работы:
– организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
– воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
– учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
– учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей; –
организовывать коллективные проекты заботы и помощи; – создавать
доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира
ребенка, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1)
развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
2)
формирование ценностного отношения к взрослому как источнику
знаний;
3)
приобщение ребенка к культурным способам познания (книги,
интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
– совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
13
– организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
– организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию,
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направления воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое
развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной
активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой
деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
1)
укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к
воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;
2)
развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным
навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры,
спорта, здоровья и безопасного образа жизни;
3)
сохранение:
организация сна,
здорового
питания, воспитание
экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию
правильного режима дня.
Направления деятельности воспитателя:
–
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
–
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; –
введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у
дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и нормальным социальным ожиданиям
окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно они
становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, ДОУ сосредотачивает свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
– формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
– формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте
тела;
– формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; – включать
информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в
тесном контакте с семьей.
14
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его
нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к
труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1.
Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2.
Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3.
Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач сосредоточить свое внимание на нескольких
направлениях воспитательной работы:
– показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
– воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
– предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
– собственным примером
трудолюбия и
занятости
создавать
у
детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
– связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания Ценности
– культура и красота.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное
чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений
является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания.
формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их влиянии
на внутренний мир человека;
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
15
развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Основные направления воспитательной работы:
учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
воспитывать культуру речи (называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом);
воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к
красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
– выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
– уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОУ 7;
– организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и
др.;
– формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
– реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
МАДОУ детский сад 7 - учреждение с многолетней историей, и в тоже время
современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором
сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и
инновационному будущему.
ДОУ расположен в южной части города Красноуфимска, который считается самым
благоприятным по экологическим условиям. Жилые массивы состоят из частных домов.
Детский сад расположен вдали от промышленной зоны. С восточной стороны граничит с
МАОУ СШ 9, на территории которой находится Памятник, посвященный участникам
Великой Отечественной Войны работникам Селекционной станции, что позволяет
16
привлечь их в рамках социально-педагогического партнёрства по различным
направлениям воспитания и социализации воспитанников.
В перечне особенностей организации воспитательного процесса ДОУ
отображаются
в участии педагогического коллектива в муниципальном портфеле
проектов «Умная среда». ДОУ представляет комплекс современных образовательных
ресурсов, объединенных единым тематическим решением под названием «Умный МИР»
(тематическое оформление физкультурно-музыкального зала, как навигационное решение
для объединения отдельных предметов и образовательных областей в единую
лабораторную среду, ориентированного на детские виды активности: от игры в шахматы
до спортивно-музыкальных квестов.
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Профессионально-родительская общность
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения
социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОО.
Единство
ценностей и готовность к
сотрудничеству
всех
участников образовательных отношений составляют основу уклада ОО, в котором
строится воспитательная работа.
Активное вовлечение родителей в педагогический процесс осуществляется через
проведение совместных спортивных мероприятий, праздников, тренингов и «Дней
открытых дверей». На должном уровне организуется работа педагогами по обобщению
семейного воспитания.
Вниманию родителей на общих собраниях представляются выступления детей,
тематические выставки литературы и методических пособий, анкетирование, фото-,
видеопросмотры из жизни детей в дошкольном учреждении по темам:
- День защиты детей;
- Фестиваль «Снежная карусель» среди ДОУ ГО Красноуфимск
- Выставка семейных спортивных фотографий среди семей ДОУ ГО
Красноуфимск на тему «Жизнь в ритме спорта»;
- Акция добра «Скоро в школу»;
- Живая память, акция посвященная 9 Мая.
Структурно - функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи
Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового,
личностноориентированного общения с родителями на основе общего дела. Методы:
- опрос,
- анкетирование,
- интервьюирование,
- наблюдение,
- изучение медицинских карт.
Основная задача родителя - решение конкретных задач, которые связаны со
здоровьем детей и их развитием.
17
Формы взаимодействия:
- практические занятия (взрослый-взрослый, взрослый – ребенок, ребенок –
ребенок),
- игровые тренинги, - семинары – практикумы -мастер-классы.
Методы:
- проигрывание моделированных ситуаций, - взаимодействие, - сотрудничество.
Основная задача - количественный и качественный анализ эффективности
мероприятий, которой проводится педагогами дошкольного учреждения. Формы
взаимодействия: - родительские собрания Методы:
- повторная диагностика, опрос, наблюдения, - книги отзывов.
Методы рефлексии воспитательных приемов:
Использование структурно-функциональной модели взаимодействия МАДОУ и
семьи по вопросам развития ребенка позволяет наиболее эффективно использовать
нетрадиционные формы социального партнерства МАДОУ детский сад 7.
Формы взаимодействия с родителями.
Информационно-аналитические формы
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями
являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об
общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний,
об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в
психологопедагогической информации. Только на аналитической основе возможно
осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях
дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы
с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия
с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы
Анкетирование
Один из распространенных методов диагностики, который используется
работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных
потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для
согласования воспитательных воздействий на ребенка
Опрос
Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном
(беседа,
интервью)
или
опосредованном
(анкета)
социальнопсихологическом
взаимодействии
исследователя
и
опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит
словесное или письменное суждение человека
Интервью и беседа Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью
исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных
сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны,
позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то,
что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту
группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов
существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса
никогда не может гарантировать полной достоверности информации)
Познавательные формы
18
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а
значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях
семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить
родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными
методами и приемами воспитания для формирования их практических
Практикум
Форма выработки у родителей педагогических умений по
воспитанию детей, эффективному решению возникающих
педагогических
ситуаций,
своеобразная
тренировка
педагогического мышления родителей-воспитателей.
Круглый стол
Особенность этой формы
состоит
в
том, что
участники обмениваются мнениями друг с другом при
полном равноправии каждого
Педагогический совет с Главной целью совета является привлечение родителей к
участием родителей
активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на
основе учета его индивидуальных потребностей
Педагогическая
лаПредполагает
обсуждение участия
родителей
в
различных боратория
мероприятиях
Общее
родительское Главной
целью собрания
является
координация
действий собрание родительской общественности и педагогического коллектива по
вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей Групповые родительские
Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом собрания родителей, форма
организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей
определенного возраста в условиях детского сада и семьи
Педагогическая беседа Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки
зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной
помощи
Клубы для родителей Предполагают установление между педагогами и родителями
доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами
значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что
педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении
возникающих трудностей воспитания
Дни добрых дел Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт
игрушек,
мебели,
группы),
помощь
в
создании
предметноразвивающей среды в группе. Такая форма позволяет
налаживать
атмосферу
теплых,
доброжелательных
взаимоотношений между воспитателем и родителями
День открытых дверей
Дает возможность познакомить родителей
с
дошкольным учреждением,
его
традициями,
правилами, особенностями воспитательно-образовательной
работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию
Исследовательско- В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные
проектные, ролевые, знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в
имитационные и деловые процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов игры
пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти
приемлемое решение
Досуговые формы
19
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные
отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между
родителями и детьми
Праздники, утрен- Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить ники,
участников педагогического процесса мероприятия (концерты, соревнования)
Выставки работ Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей
родителей и детей, семейные вернисажи
Совместные
Укрепляют детско-родительские отношения
походы
и экскурсии
Наглядно-информационные формы
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с
условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения,
позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя
ИнформационноНаправлены на ознакомление родителей с дошкольным
ознакомителъные
учреждением, особенностями его работы, с педагогами,
занимающимися воспитанием детей, через сайт в
Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ,
фотовыставки,
рекламу
в
средствах
массовой
информации,
информационные
проспекты,
видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»;
выставки
детских
работ;
фотовыставки
и
информационные проспекты
Информационнопросветительские Направлены на обогащение знаний родителей об
особенностях развития и воспитания детей дошкольного
возраста; их специфика заключается в том, что общение
педагогов с родителями здесь не прямое, а
опосредованное
—
через
газеты,
организацию
тематических выставок; информационные стенды; записи
видеофрагментов
организации
различных
видов
деятельности,
режимных
моментов;
фотографии,
выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ОО обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад МАДОУ детский сад 7 направлен на
сохранение преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного
образования на уровень начального общего образования:
20
1.
Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды,
в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические
материалы и средства обучения.
2.
Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3.
Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4.
Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного
возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.):
Кадровый потенциал реализации Программы
Педагогическую деятельность в образовательной системе Учреждения,
обеспечивают члены педагогического коллектива. Педагогический коллектив
Учреждения творческий, активный, стабильно повышающий свою квалификацию.
Укомплектованность Учреждения педагогическими и руководящими кадрами составляет
100%: 2 чел. - руководящий состав (заведующий и заместитель заведующего), 13
педагогических работников (9 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 учительлогопед,
1 инструктор по физической культуре, 1 педагог-психолог).
Высшее профессиональное педагогическое образование имеют 54 % педагогов,
среднее профессиональное педагогическое образование – 46 %.
100%
педагогов
освоили
образовательные
программы
повышения
профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников по
проблемам реализации ФГОС ДО.
Общее количество педагогических работников (штатных) – 13
Распределение педагогического персонала по педагогическому стажу работы
Всего,
чел.
13
В том числе:
До 3 лет
5
От 3 до 5
лет
1
От 5 до 10
лет
3
От 10 до 15
лет
1
От 15 до 20
лет
1
20 и
более
2
Таблица 7.2
Сведения о квалификации педагогических кадров
Квалификационная категория
Чел.
%
Высшая
2
15,4
Первая
4
30,8
Вторая
0
0
Соответствие занимаемой должности
3
23
Без категории
4
30,7
21
Всего педагогических работников
13
0
Прошли аттестацию в 2021 году
2
15,4
Будут проходить аттестацию в 2022 году
3
23
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы Организация,
реализующая
Программу
обеспечена
материально-техническими
условиями,
позволяющие реализовать ее цели и задачи, в том числе: осуществлять все виды детской
деятельности, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной
группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых
образовательных потребностей; организовывая участие родителей воспитанников
(законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке
основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также
образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную
деятельность; использовать в образовательном процессе современные образовательные
технологии; обновлять содержание основной образовательной программы, методики и
технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) с учётом
особенностей социокультурной среды развития воспитанников; эффективного
использования профессионального и творческого потенциала педагогических,
руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и
правовой компетентности; эффективного управления организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных
технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе
материально-технические условия, обеспечивающие:
1)
возможность достижения обучающимися планируемых результатов
освоения Программы ;
2)
выполнения Организацией требований санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов, в том числе к:
- условиям
размещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
- оборудованию и содержанию территории;
- помещениям, их оборудованию и содержанию;
- естественному и искусственному освещению помещений;
- отоплению и вентиляции;
- водоснабжению и канализации;
- организации питания;
- медицинскому обеспечению;
- приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность; организации режима дня;
- организации физического воспитания;
- личной гигиене персонала;
- пожарной безопасности и электробезопасности;
22
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;
3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ ДОУ учитывает
особенности их психофизического развития.
Организация имеет необходимые для всех видов образовательной деятельности
воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья детей),
педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
- учебно-методический комплект Программы;
- помещения для занятий;
-оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства обучения и
воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями обучающихся. Уклад определяет общественный договор, основные
правила жизни и отношений в ДОУ 7, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия
между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, детей друг с другом. На
сегодняшний день уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы
общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Познавательное развитие
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Программа и методические Гербова В.В.
Занятия по развитию речи в 1 младшей группе. - М.: Мозаика – Синтез, 2007. Гербова В.В.
Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи старшая группа». - М.:
ЦПО, 2007.
Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи 2 младшая группа». -М.:
Центр педагогического образования, 2007. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по
развитию речи подготовительная группа».- М.: Центр педагогического образования, 2008.
Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи средняя группа». - М.: Центр
педагогического образования, 2008.
Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду», Программа и методические
рекомендации.- М.: Мозаика Синтез, 2008г. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из
строительного материала в средней группе детского сада.—М.: Мозаика-Синтез, 2009. Куцакова Л.
В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. —
М.: Мозаика-Синтез, 2009. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного
материала в подготовительной к школе группе детского сада. - М.; Мозаика-Синтез, 2006. 71
Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала».- Москва, 2007.
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду».-Программа и методические
рекомендации.- М.: Мозаика Синтез, 2008г.
Речевое развитие
23
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Программа и методические рекомендации. –
М.: Мозаика – Синтез, 2005. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе
детского сада. — М.; Мозаика-Синтез, 2007 Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй
младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. Гербова В. В. Занятия по развитию
речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Гербова В. В. Занятия по
развитию речи в старшей группе детского са-да.-М.: Мозаика-Синтез, 2009. Журова Л.Е.,
Варенцова Н.Е. «Обучение школьников грамоте». - М.: Школа- Пресс, 2005. Ушакова О.С.
«Знакомство дошкольников с литературой. - М.: Тв.центр, 2008. Ушакова О.С. Знакомим
дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с
литературой. – М., 2010.
Художественно-эстетическое развитие
Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в изобразительном творчестве. – М.:
Жукова О.Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего
возраста».- М.: Айрис-пресс, 2008
Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего
возраста». – М.: Айрис Пресс, 2003. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском
саду». Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе».- М.: Мозаика
Синтез, 2007. Комарова Т.С. «Коллективное детское творчество».- М.: Сфера, 2005. Комарова Т.С.
«Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации.- М.:
Мозаика Синтез, 2008г. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика Синтез, 2006г. Комарова Т.С. «Эстетическая
развивающая среда в ДОУ».- М.: Сфера, 2005. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в
детском саду».- М.: Сфера, 2006. Комарова Т.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду
и в школе».- М.: Сфера, 2004. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. «Изобразительное искусство детей в
детском саду».- М.: Сфера, 2000. Комарова Т.С. «Преемственность в формировании
художественного творчества
Физическое развитие
Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5лет». –М.:
«Владос» 2003. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет». – М.:Мозаика-Синтез,
2009.
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа». – М.:
МозаикаСинтез, 2009 . Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая
группа». – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов
физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6лет». –
М.: «Просвещение»,2005 Прохорова Г.А. «Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет».- М.:
«Айрис-Пресс», 2005.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. «Физкультурное и спортивно-игровое
оборудование для дошкольных образовательных учреждений». – М.: Мозаикасинтез, 1999.
Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика дл детей дошкольного возраста». – М.:
«Владос», 2002.
Социально – коммуникативное развитие
Зацепина М.Б. «Дни воинской славы - патриотическое воспитание дошкольников».- М.:
Мозаика-Синтез 2008. Зацепина М.Б., Антонова В.Т. «Народные праздники в детском саду». ».М.: Мозаика-Синтез 2007.
24
Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова Трудовое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.;
МозаикаСинтез, 2005.
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, - М.: Мо-заикаСинтез,
2007. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М.: МозаикаСинтез, 2008.
Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом
специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО
«ИРО». – 2013г. –102с.
Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка» Москва, Тв. центр, 2008. Шорыгина Т.А.
«Беседы о хорошем и плохом поведении». – М.:ТЦ Сфера, 2008. Шелухина И.П. «Мальчики и
девочки».- М.: ТЦ Сфера, 2006
Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних:
учебнометоди- ческое пособие / сост.: Н.М. Кузнецова. — Екатеринбург : Изд-во УТ «Альфа
Принт» В фонде периодической литературы ДОУ есть подписные издания для педагогов:
«Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Управление ДОУ», «Музыкальный руководитель».
№ /п
п
1
2
3
Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги.
Шаг
Оформление
Определить ценностно-смысловое
наполнение жизнедеятельности ДОО.
Отразить сформулированное
ценностно-смысловое наполнение во
всех форматах жизнедеятельности
ДОО:
специфику организации видов
деятельности;
обустройство развивающей
предметно-пространственной среды; организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов
ДОО; праздники и мероприятия.
Обеспечить принятие всеми
участниками образовательных
отношений уклада ДОО.
Устав ДОО, локальные акты, правила
поведения для детей и взрослых, внутренняя
символика.
ООП ДО и Программа воспитания.
Требования к кадровому составу и
профессиональной подготовке сотрудников.
Взаимодействие ДОО с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство ДОО с социальным
окружением.
Договоры и локальные нормативные акты.
25
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая
среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет
его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
– «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее
ценностями и смыслами;
– «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда,
направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности
воспитания;
– «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит,
живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы,
заложенные взрослым.
Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации
цели воспитания.
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и
взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой,
каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает
смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач
воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи
детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Спортивный фестиваль» – для детей из соседнего детского
сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
26
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную,
региональную специфику, а также специфику ДОУ и включает:
- оформление помещений;
оборудование; игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и
способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть
отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной
организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОУ инклюзивное образование – это идеальная норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение,
взаимопомощь,
совместность,
сопричастность,
социальная
ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных
отношений в ДОО.
27
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными
условиями реализации программы
воспитания в
ДОУ,
реализующую инклюзивное образование, являются:
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2)
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом
воспитания;
3)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5)
активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ являются:
1)
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2)
формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
3)
обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4)
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5)
расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6)
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с
ОВЗ;
28
7)
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
8)
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.5 Нормативно-методическое обеспечения программы воспитания
Конституция Российской Федерации (ред. От 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
1.
2.
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996- р;
7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
8. Конвенция о правах ребёнка;
9. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении программы развития воспитательной
компоненты в общеобразовательных учреждениях» от 13 мая 2013 года № ИР-352/09
10.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года от 29 мая
2015 г. N 996-р.
3.
Приложение 1
Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
Сентябрь
Направление
воспитания
Наименование
воспитательного
цикла
Возрастная
категория
Сроки проведения Ответственные
Патриотическое
«День знаний!»
Подготовительная и Первая
сентября
старшие группы
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
29
Социальное
«День
заботы»
добра
и Во всех возрастных Последняя неделя
группах
сентября
Познавательное
«Наша
Россия»
страна
– Во всех возрастных Последняя неделя
группах
сентября
Физическое
оздоровительное
165 - летие со дня
Подготовительная
рождения К.Э.
Циолковского
группа
«Кросс наций»
Подготовительная и
старшие группы
Третья
сентября
Третья
сентября
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
неделя Воспитатели
неделя Инструктор
физической
культуре
по
Октябрь
Этикоэстетическое
Осенние
праздники
Во всех возрастных Вторая
группах
октября
Социальное
День отца
Во всех возрастных Третья
группах
октября
Этикоэстетическое
День музыки
Патриотическое
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Во всех возрастных Последняя неделя Музыкальный
группах
октября
руководитель,
воспитатели
Ноябрь
Праздник «День
Подготовительная и Вторая
Народного Единства» старшие группы
ноября
День народов
Среднего Урала
Социальное
Праздник «День мам»
«Мы
разные,
вместе»
Патриотическое
Познавательное
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Четвертая
октября
Во всех возрастных Третья
группах
ноября
неделя
Подготовительная
и старшие группы
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
мы Подготовительная и Последняя неделя Воспитатели
старшие группы
ноября
Декабрь
«Живая Память»,
праздник,
посвящённый
Дню
Неизвестного Солдата
«Новый год шагает
по
планете.
Новогодние обычаи
разных стран» (все
группы).
Первая
декабря
Во всех возрастных Вторая
группах
декабря
неделя Воспитатели,
специалисты
30
Этикоэстетическое 1.Новогодний
праздник «Зимняя
сказка»
2.
«Новогодние чудеса»
конкурс
Во всех возрастных Четвертая
группах
декабря
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Январь
Физическое
оздоровительное
«Мы со
спортом
Подготовительная
дружим» и
семейный
среди семей
Красноуфимск
крепко
старшие группы
фотоконкурс
ГО
Последняя неделя
января
Инструктор
физической
культуре,
по
Февраль
Патриотическое
Праздник «Наша
Армия сильна!»
Во всех возрастных Вторая
группах
февраля
Познавательное
Русский
народный Подготовительная
праздник Масленница и старшие группы
Физическое
оздоровительное
Фестиваль
зимних Подготовительная
видов спорта
и старшие группы
«Снежная карусель»
среди команд ДОУ
ГО Красноуфимск
Март
Патриотическое
«День театра»
Патриотическое
«День космонавтики»
Познавательное
Праздник
книги
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Последняя неделя Музыкальный
февраля руководитель,
воспитатели
Первая
неделя Специалисты,
февраля
воспитатели
Во всех возрастных Третья
неделя Музыкальный
группах
марта
руководитель,
воспитатели
Этикоэстетическое Праздники для мам
Во всех возрастных Первая
неделя Музыкальный
«Очень
маму
я группах
марта
руководитель,
люблю»
воспитатели
Апрель
Патриотическое
Физическое
оздоровительное
детской
«Окна Победы»
Праздник
«День
Победы»
Соревнования
по
легкой атлетике
Подготовительная
и старшие группы
Во всех возрастных
группах
Май
Первая
апреля
Первая
апреля
Подготовительная
и старшие группы
Первая
апреля
Подготовительная
группа
неделя Воспитатели
неделя Воспитатели
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Вторая неделя мая Инструктор
физической
культуре
31
по
Трудовое
Акция
планета»
«Чистая Подготовительная
и старшие группы
Июнь
Третья неделя мая
Воспитатели
Патриотическое
«День защиты детей»
Во всех возрастных Первая
группах
июня
неделя Специалисты,
воспитатели
Познавательное
День России
Подготовительная
и старшие группы
Вторая
июня
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Первая
июля
Вторая
июля
Четвертая
июля
неделя Воспитатели
Июль
Патриотическое
Социальное
Познавательное
Праздник
«День
семьи»
Проект
«Наш
край родной»
Акция «Добрая дорога
детства»
Во всех возрастных
группах
Подготовительная
группа
Подготовительная
группа
неделя Специалисты
неделя Воспитатели
подготовительной
группы
Август
Патриотическое
Познавательное
Физическое
оздоровительное
«День флага»
Во всех возрастных Третья
группах
августа
Акция
«Огород Во всех возрастных
круглый год»
группах
«День здоровья»
Подготовительная
группа
неделя Музыкальный
руководитель,
воспитатели
неделя Воспитатели
Третья
августа
Последняя неделя
августа
Инструктор
физической
культуре,
воспитатели
по
32
Powered by TCPDF (www.tcp df.o rg)