Система оздоровительных гимнастик для детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

Виды гимнастик
для детей в
МАДОУ детский сад 7

Существуют несколько видов гимнастики,
которые целесообразно включать в учебновоспитательный процесс.

 Утренняя гимнастика,
 Физкультминутка,
 Гимнастика после дневного сна,
 Гимнастика для глаз,
 Пальчиковая гимнастика,
 Дыхательная гимнастика.

Утренняя гимнастика
 Утренняя гимнастика – обязательный компонент
физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.
Значение – снимает остаточное торможение после ночного
сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует
воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм
ребёнка к последующим нагрузкам; ребёнок получает заряд
бодрости на целый день.

ВАЖНО!

 Утренняя гимнастика должна проводиться

не только в детском саду, но и в семье.
Чтобы зарядка прочно вошла в жизнь
ребёнка, делайте её вместе с ним. Он будет
чувствовать себя повзрослевшим, «совсем
как мама или папа», и с чувством
ответственности относиться к этому
мероприятию.

Физкультминутка.

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на
восстановление работоспособности детей, улучшение их самочувствия,
повышение внимания, предупреждения нарушений осанки, т.е. на
оздоровление организма детей.
 Цель: переключить ребёнка с умственной деятельности на физическую,
чтобы снизить его утомление и снять статическое напряжение.
 Значение: упражнения игрового характера оказывают благоприятное
влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствуют
тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают
внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и
снимают психоэмоциональное напряжение. Главное значение – это
активный отдых.

Оздоровительно – профилактическая
гимнастика.
(гимнастика после дневного сна)
 Цель оздоровительно-профилактической
гимнастики: закаливание и оздоровление
организма.

Методические указания к проведению
оздоровительной гимнастики.
 Проводится после дневного сна в групповых комнатах, спальнях или в
зале. На кровати или с использованием ковриков на полу – для
выполнения упражнений в исходном положении лёжа на спине или
животе.
 Все упражнения в комплексах примерные. Можно изменять и.п.,
отдельные движения конечностями и туловищем, использовать мелкий
инвентарь.
 При проведении оздоровительной гимнастики на полу можно в начале
комплекса дать варианты ходьбы (на носках, пятках, внешнем своде
стопы и т.д.), а также беговые упражнения.
 Продолжительность гимнастики от 5-7 минут до 10-15 минут в
зависимости от возраста.
 Перед проведением оздоровительной гимнастики обязательно
проветривание помещения, в тёплое время заниматься при открытых
фрамугах или окнах.
 Оздоровительная гимнастика должна сочетаться с закаливающими
процедурами (воздушными ваннами, ходьба босиком по полу или
специальным дорожкам).
 Все дыхательные упражнения должны чередоваться с
общеразвивающими в соотношении 1:2 или 1:1

Гимнастика для глаз.










Комплекс Э.С.Аветисова.
Подойти к окну и посмотреть вдаль
Полезно 1 минуту посидеть спокойно с закрытыми глазами, откинувшись на спинку
стула
В течение 1 минуты: поморгать глазами, а затем посидеть с закрытыми глазами
Следить за лучом фонарика глазами, не поворачивая головы
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
Смотреть вдаль перед собой 2-3 сек., затем перевести взгляд на палец руки,
который расположен посередине лица на расстоянии 25-30см. – смотреть 5 сек.
Повторить несколько раз.
Закрыть глаза – массировать веки круговыми движениями пальцев (верхнее веко
от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем
наоборот). Повторять в течение 1 минуты.
Вытянуть полусогнутую руку вперёд, следить за движением указательного пальца
слева - направо и наоборот (голову не поворачивать, делать медленно).

Важно!
Гимнастика для глаз полезна детям любого
возраста в целях профилактики нарушений
зрения.

Занимайтесь профилактикой, и вы не
допустите зрительного утомления!

Дыхательная гимнастика.
Цель дыхательной гимнастики:
 Приучать детей к правильному дыханию
 Укреплять дыхательную мускулатуру
 Закаливание и оздоровление организма
 Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей
(учить детей дышать через нос)
 Насытить головной мозг кислородом (улучшение
работоспособности)
 Успокоить детей после физической нагрузки и
восстановить организм

Пальчиковая гимнастика.
Значение гимнастики:
 Развитие и совершенствование мелкой моторики рук,
подготовка кисти руки к письму
 Развивается умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде
деятельности
 Развивается межполушарное взаимодействие (при
работе двумя руками), повышается работоспособность
коры головного мозга, стимулируется развитие
мышления и пространственных представлений
 Вызывает у детей положительные эмоции
 Способствует развитию речи и творческой активности
 Развивает воображение.

Релаксация.
Использование в работе с детьми релаксационных
тренажей помогает решить задачи:
 укрепление физического здоровья и формирование
правильной осанки
 формирование положительных эмоций и чувств
 формирование оптимистического мироощущения:
позитивного отношения к жизни, активности и уверенности
в себе.

Созданию атмосферы любви и жизнерадостности
способствует соблюдение правил.
 Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями,
ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день.
Улыбка может уберечь ребёнка от многих неприятностей. Несколько раз в день
предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я люблю себя, я люблю
друзей, я люблю всех, я люблю мир!»
 Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.
 Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать
вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми,
хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и
неудовлетворительными.
 Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени,
уделите особое внимание удачам и успехам.
 Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии,
мечты и грёзы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы
жизни. В момент неудач и неприятностей необходимо научить детей
настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят
тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими
неприятностями.

Комплекс «Буратино».
 И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища.
 Лягте поудобнее. Представьте, что вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят
отдохнуть. Медленно закройте глаза.
 Дышите спокойно. Вдох – задержка дыхания (5сек) – выдох (повтор. 5-6 раз).
 Отдыхаем (10 сек). Настроение прекрасное, все улыбаемся и радость своей улыбки дарим
окружающим.
 Итак, все вы деревянные куклы. Ваша правая нога поднимается вверх. Она прямая и жёсткая, как
палочка. Держим её (5 сек) и опускаем на пол, расслабляемся.
 Ваша левая нога тоже поднимается вверх, удерживаем её (5 сек) и опускаем вниз, отдыхаем.
 Поднимаются ваши руки. Удерживаем их (5 сек), они прямые и напряжённые. Опустили. Руки упали
и отдыхают.
 Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею, удерживаем это положение (5 сек).
Опускаем спокойно голову на пол.
 Буратино отдыхает. Расслабляется всё тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.
 Расслаблены ноги, руки, туловище. Напряжение уходит. Дыхание спокойное.
 Шея расслаблена, голова лежит неподвижно. Мышцы лица тоже расслаблены.
 Буратино отдыхает.
 Сейчас я досчитаю до 5, и Буратино откроет глаза!
 1-2-3-4-5. Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и радостными.
 Буратино потянулся, Буратино улыбнулся, он открыл глаза и сел.
 Влево – вправо посмотрел, ручкой, ножкой повертел.

Список литературы.












Горькова Л.Г. и Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ».
Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ».
Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
Сайкина Е.Г. и Фирилёва Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!»
под редакцией Мастюковой Е.М. «Коррекционно-педагогическая работа по
физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития».
Яковлева Л.В. и Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».
Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей».
«Дошкольное воспитание» № 3 за 2001 год.
«Дошкольное воспитание» № 3 за 2004 год.
«Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет»
Студеникин М.Я. «Книга о Здоровье детей».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».